Сила «мусорного» искусства
Направление в искусстве, фанатом которого уже четырнадцать лет являюсь я, называется Трэш-Арт. Это название отображает тот факт, что материалом для создания художественных произведений является мусор или отходы цивилизации. Традиционное отношение к слову «мусор» в обществе негативное, имеющее исторически сложившиеся мощные корни.
У людей, особенно у молодёжи, это слово сейчас довольно популярно. Им называют нечто низкосортное, например, плохие фильмы, отстойную музыку. «Ну, а что мне до этой проблемы?» — спросите вы.
Рассказываю.
Считается, что основателем Трэш-Арта был Курт Швиттерс, немецкий художник из Ганновера.
Он создавал коллажи, которые сам называл «Мерц». Они составлялись из повседневных предметов: использованных билетов, обрывков газет, крышек, пробок и прочего хлама.
В 1947 году художник ушёл в мир иной. Считается, что школы он не создал, и последователей у него нет.
Мир со времён Курта Швиттерса поменялся кардинально. Потребление товаров и услуг возросло в сотни раз, а значит, количество и разнообразие отходов нашей жизни обрушилось на Землю гигантским потоком. Одной из серьёзнейших проблем, существующих в мире, является загрязнение окружающей среды. «Любая сфера деятельности человека может внести свой вклад в решение данной проблемы», — это цитата из статьи «Мусорное искусство», которую я нашла в электронной библиотеке. Согласна полностью! Сложнейшую экологическую проблему надо решать всем миром, подходить к ней с разных сторон.
Трэш-Арт, на мой взгляд, — это наиболее близкое направление в искусстве, которое может влиять на решение этой проблемы. У меня сложилось мнение о том, что интерес к «мусорному» искусству в мире есть, но он не достаточен и недооценён.
Моё личное наблюдение сводится к тому, что очень мало среди художников тех, которые творят свои произведения из хлама, вкладывая очень важный посыл о бережном отношении к ресурсам Земли. Многие из них относятся к Трэш-Арту, как к чему-то второстепенному и не серьёзному. Замечаю, что работы в этом стиле создаются попутно, не являясь важной стороной творчества художника.
По опыту своей галереи «Белая Лошадь» (www. ninagallery.ru) я знаю, что произведения, созданные в стиле Трэш-Арт, волнуют людей. Посетители делают настоящее открытие в том, что ранее не задумывались, насколько много каждый из них производит мусора, проникаются сложной экологической проблемой, задумываются о том, как они могут в ней участвовать.
Цитата: «Нина, спасибо вам за…. то, что, делаете наш мир чище, светлее, красивее, а нас более осознанными и неравнодушными» — подобных высказываний в книгах отзывов моей галереи сотни!
А вот ещё один нагляднейший пример.
Как-то я была приглашена на конференцию по экологии для детской аудитории.
Передо мной выступала профессиональный лектор. Много удручающих цифр, таблиц сменялись один за другим на слайдах. Много важной и нужной информации услышала я, но одновременно наблюдала, что дети слушают не внимательно, то и дело, получая замечания от педагогов. За ней вышла я с двумя коллажами на экологическую тему и пригласила помочь мне мальчишек, которые извертелись во время первого выступления. Я просто рассказала две печальные истории, смысл которых был изображен на моих картинах. И, о чудо! Все пятьдесят участников включились в обсуждение, наперебой стали рассказывать свои истории на тему бережного отношения к природе. А эти два хулигана, были самыми активными участниками обсуждения! Вероятно, диалог, с живыми примерами из жизни гораздо эффективнее воздействуют на сознание, чем цифры, факты, лозунги и призывы.
Радует то, что множится число художников в мире, которые создают свои произведения не только ради искусства, но и для того, чтобы высказать свою боль, привлечь внимание к экологической проблеме, заставить задуматься, вовлечь в её решение. Например, известный Нью-Йоркский художник Yuken Teruya вырезает прекрасные деревья из б/ушной бумаги. Его сады воздействуют на современное общество и культуру, показывая проблему истощения природных ресурсов, исчезновение культурных традиций и индивидуальности.
А Kristinagolden.art , c которой я познакомилась в Instagram, создаёт свои философские работы на старой бумаге и обоях, возраст которых более семидесяти лет! «Деревья – это существа, они умирают, чтобы стать бумагой. Цените это. Я воскрешаю деревья в искусстве. Они снова живут», — говорит художник.
Может слово «Трэш» в названии направления искусства влияет на то, что при всей его актуальности до сих пор оно не является важным для современников?
Мне хочется свои работы назвать экологическим искусством. А как вы думаете? Очень хочу узнать ваше мнение, друзья!